2009. По ВОЛГЕ-МАТУШКЕ...

...первое путешествие с комфортом

2009. По Волге-матушке

2009

Со времени наших первых наивных путешествий прошло много лет. Позади остались учеба, военная служба, “пост СССР-кое лихолетие” Открылась доселе недоступная возможность посещать заграничные города, курорты и наслаждаться их достопримечательностями. Эта эйфория продолжалась лет десять-пятнадцать. С каждым годом такие возможности привлекали все меньше. И в какой-то момент захотелось вернуться к “истокам”, Душа жаждала глубже познать свою страну. А Родина наша прекрасна и огромна! Такого разнообразия природы от Калининграда до Камчатки нет ни в одной стране мира.  Утомившись комфортными скитаниями на чужбине с пресловутым “все включено”, захотелось окунуться в стихию” диких” скитаний.  И мы решили начать с привычных нам с детства путешествий по рекам.

И не случайно единогласно была выбрана река Волга, как символ России. “Волга-матушка река.”

Начать путешествие решили со   сплава в верховьях   Волги от города Ржев до Твери. Но принять решение одно дело, а другое дело – на каких плавсредствах это осуществить. Желание получить минимальный комфорт в путешествии, привело к мысли отказаться от опробованных в детстве автомобильных камер.   Решено было срочно спроектировать и построить катамараны на надувных поплавках. Их мы заказали аж в городе Новосибирске. Купили четыре штуки. Дальше стояла задача выбрать конструкцию катамаранов для комфортного размещения четырех человек на каждом. Была задумана палуба три/четыре метра, в носовой части запроектировали размещение двух двухместных палаток, на карме размещалась часть палубы два/три метра. Закуплены были доски и приступили к постройке палубы. Пришлось столкнуться с массой технических проблем. Вес четырех человек с вещами был приблизительно пятьсот килограмм и главное, желательно было во время плавания не потерпеть крушение из-за развалившегося сооружения. Методом проб, ошибок и экспериментов была выстроена желаемая конструкция, которая, забегая вперед, выдержала путешествия в течении десяти лет без единой поломки.

После завершения работ, палубы были разобраны и загружены в экспедиционный автобус и автомобиль.

Несколько слов надо сказать о маршруте. Местом сбора был выбран пляж пионерского лагеря в десяти километрах от города Ржева выше по течению реки Волги. В этом месте заканчивались пороги и перекаты, которые могли мешать плаванию.

В честь начала нового плавания накануне был устроен банкет. Участники экспедиции прибывали в приподнятом настроении, предвкушая море положительных эмоций и погружение в неизвестность. На следующий день рано утром экспедиция стартовала. И к ночи прибыла в город Ржев, где участники переночевали в одноименной гостинице. С восходом солнца мы наконец приехали на пляж пионерского лагеря, где перед нами открылось прекрасное и уютное место, которое и стало местом базового лагеря и точкой сборки кораблей.

Река шириной тридцать-сорок метров, по берегам густой лес и удобная площадка для сборки наших “кораблей”. Утро и день выдались жаркими и солнечными. Все наслаждались чудесной погодой, песчаным пляжем и теплой чистой водой в реке. И не спешили приступить к работе по сборке.

Все круто изменило появившийся на горизонте грозовой фронт темно-синего цвета. Глухие, далекие раскаты грома усиливали впечатление и предупреждали о надвигающейся неприятности.

Мгновенно все осознали перспективу остаться без укрытий под возможным ливнем и без всякой команды, похватав отвертки и плоскогубцы, экипажи дружно ринулись собирать катамараны. Такого неподдельного энтузиазма и такой скорости работы мы не видели ни до, ни после этого дня.  Облепив, как муравьи гусеницу, экипажи трудились не покладая рук. За два часа было израсходовано целое ведро шурупов, которыми скреплялись дощатые палубы. И временные убежища на палубах были сооружены вовремя.  Налетевшие шквалы ветра с дождем и градом подтвердили правильность принятых в страхе срочных мер.

Пережив ночь с грозой и ливнем, мы закончили сборку катамаранов. И после прощального ужина, на следующее утро, тронулись в путь.

Надо заметить, что в это первое плавание мы не брали с собой моторы. Течение в этом месте довольно сильное.  Так что, плывущий по течению катамаран легко обгонял пешехода.

Особенно быстрое течение существует на крутых поворотах реки. Сплавляясь первый раз мы опасались, что наши “корабли” разобьет об обрывистые берега. Опасение ушло после того, как по течению были пущены пустые консервные банки с горящими внутри свечками, которые мы предварительно запустили от места стоянки.

Наш путь лежал через городки и поселки, олицетворяющие Древнюю Русь. Город Ржев был основан в 1216 году, город Зубцов 1216 году, город Старица в 1297 году.

Удивительно живописными являются поселки своими домиками, расположенными у берегов, заросших изумрудной травой подходящими к самой воде.

Часто в полузаброшенных селах возвышаются колокольни старинных церквей.

Все это создает неповторимый колорит самого сердца исторической части России.

Особое удовольствие было в том, что плавание проходило в полной тишине и быстрая река несла нас сквозь всю эту красоту, не нарушаемую рычанием моторов.

Но вскоре стало ясно, что отсутствие моторов является не только плюсом путешествия. По мере расширения реки, течение становилось все медленнее и бывали дни, когда встречный ветер часами не давал нам продвинуться вперед, не смотря на отчаянную работу веслами двух человек. Приходилось останавливаться и ждать перемены ветра, которая наступала обычно ближе к вечеру. После таких трудностей принято однозначное решение:” В дальнейших путешествиях на каждом катамаране иметь мотор”.

Неожиданное впечатление произвели наличие в самом центре России ненаселенных и глухих “медвежьих” углов. Складывалось ощущение, что путешествие проходит в далекой сибирской тайге. Особое изумление вызывали прыгающие в воду огромные краснокнижные бобры, которые в изобилии водятся по берегам. Местные жители рассказывают, что, расплодившись без числа эти бобры заваливают перегрызенными деревьями русла мелких речушек, впадающих в Волгу, сооружая плотины. Такая ситуация возникла в результате многолетнего запрета на их охоту.

По берегам, довольно часто встречаются сосновые боры изумительной красоты. С огромными вековыми соснами. Иногда кажется, что Шишкин писал свои изумительные картины леса именно там.

Наличие бессчётных родников по берегам было еще одним сюрпризом. Не было никаких трудностей в пополнении запасов пресной воды.

Особое впечатление произвели “Старицкие ворота”- живописнейший участок реки длиной 20 километров, где река, сужаясь протекает в каньоне зажатая с двух сторон высокими холмами, поросшими густым лесом.

И в конце “Старицких ворот”, как жемчужина всего маршрута, открывается сказочный вид на белоснежные крепостные стены Старицкого монастыря с узкими окнами-бойницами.

Наше путешествие закончилось недалеко от города Тверь.

Перспектива раскручивать сотни шурупов при разборке катамарана экипажи не прельщала, поэтому было принято волевое решение: деревянные конструкции палуб из балок, досок и фанеры оставить на месте на радость нашедшим их местным жителям. Некоторое сожаление от брошенных палуб, в которые было вложено много труда при сборке, привело к объяснимому решению, разработать и изготовить быстро собираемые и разбираемые конструкции без использования сотен шурупов. Что в дальнейшем и было осуществлено.